Обзор Call of Cthulhu 2018

Сначала проведем небольшой экскурс. Call of Cthulhu 2018 от Cyanide Studio не является ремейком одноименной части Темные Уголки Земли, вышедшей на рынок еще в 2006 году. Это больше цифровая версия ролевой настолки. Здесь сюжетная линия не основана на одном из произведений Лавкрафта. Действие будет проходить в районах, которые отсутствуют в повестях известного писателя. Вдобавок, в данной новинке вы увидите множество существ, о которых создатель Ктулху ничего не знает. Их создали уже его последователи.
Однако, это не стало на пути разработчиков из Франции. У них получилось воплотить в реальность главную и наиболее трудную черту - передать дух Лавкрафта настолько сильно, как это вообще можно. Заинтересованы? Тогда приступим к полному обзору игры Call of Cthulhu 2018.
Массовое безумие
В небольшом поселении Даркуотер, расположенном на острове возле бостонского побережья, постоянно стелится туман. Здесь от давнего времени поселились рыбаки и охотники на китов, только город уже пережил свои лучшие времена. Рыбы уже здесь практически не водятся, да и последнего кита поймали в далеком 19 веке, которого назвали "Чудесная находка". Впрочем, ходили сплетни, что словили тогда не кита, а неизвестное создание, больше схожее на кракена. Только есть ли смысл верить в суеверия деревенских жителей?
Сегодня на улице уже бурные двадцатые, а вот Даркуотер постепенно вымирает. Его прототип, появившийся в повести Лавкрафта, Иннсмут, смог выжить с помощью уговора с Глубоководными. Те за принесенные им жертвы делились с обитателями Иннсмута морской пищей и золотом. Только здесь сделка заключена с немного другими условиями. Поэтому хорошо на острове живется одним бутлегерам, которые без особых трудностей ведут свои дела и не сталкиваются с полицейскими на материке. И, конечно же, служители культа, у которых цель жизни заключается в пробуждении Владыки Миров.
Примерно в этот момент стартует история протагониста, следователя Эдварда Пирса. Он приплывает в это проклятое поселение с целью расследования гибели Сары Хокинс, которая занималась написанием картин и состояла в браке с местным аристократом. Вот только по небольшим улицам поселка, где через туман ничего не видно, и в темных водах (со спрятанными в них щупальцами) находится больше страшных секретов, чем собирался раскрыть детектив.

В обзоре демо-версии мы рассчитывали, что нас перенесет в ужасную и безумную атмосферу. Тогда наши ожидания оправдались. Однако демка была несколько иной. За первые три часа создалось впечатление, что темп будет неспешным и размеренным, как и проза писателя. Также казалось, что заниматься расследованием потребуется больше, по сравнению с прятками и беготней. Однако это закончилось именно тогда, как только события начали разворачиваться с необычайной скоростью.
Это неплохое решение, даже отличное. Тем более, что и автор в своих произведениях также рассказывал о преследованиях и прятках. На протяжении четырех эпизодов мужчина дотошно изучает место расследования. Он пытается понять — действительно ли Сара попыталась уничтожить других членов своей семьи. Однако уже в следующей главе появляется резкий поворот завязки и тогда задается следующий вопрос — что здесь вообще творится и как выяснить правду. По мере развития действия отходили от предсказуемости и это позволило в заключительной части перейти за черту реальности. И это происходит именно в прямом смысле.

Лабиринт ужаса в Call of Cthulhu
Пройти все здесь можно максимально за 10 часов, с учетом дотошного обследования всех локаций. Эдварду не будут мешать на пути различные препятствия и головоломки, требующие разгадывания других. Однако если бы все было намного длиннее, то она не смогла бы надоесть только за счет одного момента — здесь полностью отсутствуют повторы. В одно мгновение даже чувствуется небольшая ностальгия, когда проходились стартовые главы, где проходило расследование. Уже под конец герою оно будет неинтересно.Все эпизоды могут предложить что-то уникальное. В поместье Хокинсов стоит задача обследовать место смерти и найти улики. Под ним находятся катакомбы, в которых требуется убегать во всю прыть, чтобы не попасть под завалы. В галерее картин требуется по максимуму пользоваться стелсом, а вот в книжном магазине находится интересная задача. Уже под финал потребуется применить свое оружие и посмотреть, что скрывается в чужой голове. Лавкрафту нравилась тематика переноса создания, поэтому Пирс также умеет ненадолго ставать другим человеком.

Впрочем, по сравнению с оригиналом есть некоторые отличия. Полицейский может только смотреть, что делают другие, а не пользоваться полностью новым телом. Такое умение было свойственно Эфраиму Уэйту из "Тварь на пороге". Однако это хорошее решение в плане повествования — есть возможность увидеть что-то важное, поскольку то могло бы не попасть в кадр.
Если же вы возвращаетесь в уже разведанную локацию, вас не будет мучить скука. Речь идет не только об отличных пейзажах, глубокой атмосферы и случайных событий, свойственных настолке. После возращения героя всегда ждут новые задачи, которые каждый раз особенные. Так, в подвале Института в Риверсайде придется очутиться пару раз и всегда за других персонажей. И постоянно там будет что-то удивлять.
Достаточно привести следующий пример. В одном эпизоде вы будете ходить по темном крылу больницы, почти за гранью реальности. В помощь ему предложено два фонаря — зеленый и красный. Первый показывает направление и открывает закрытые заколдованные проходы, а второй позволяет проходить через невидимые двери при зеленом свете. Если пойти в неправильном направлении, пространство изменяется и герой оказывается в начале.

Проблема в том, что осуществлять смену ламп можно только в выделенных для этого точках. Однако при горении зеленого фонаря будет видно зубастого зверя из тьмы, которые также наблюдает за Эдвардом. Потребуется не только хорошо совмещать горение ламп, но и также как можно скорее бежать в требуемую точку для обмена. Наконец, контроль себя необходим, поскольку хриплые звуки в тьме могут изрядно напугать.
Вместе с заданиями во всех локациях, последние подходяще чередуются. После страшных катакомб идет очередь психбольницы, так что еще полчаса предстоит прятаться от лекарей, и чувствовать себя, как будто находишься в Outlast. Однако после старой лечебницы перед глазами открывается спокойный особняк, где даже в уютной гостиной с горящим камином скрываются ужасы. И подобно Alien: Isolation остается спрятаться в шкафу и ждать, пока тварь с клыками уйдет.
Самое важное — в Call of Cthulhu поочередно изменяются страхи. Боязнь неизвестности является тем, что писатель именовал наиболее древним и сильным. Дальше приходится бояться, что Пирса увидят и поймают. Также это чувство вызывают тьма и подбирающееся безумие — в некоторых моментах прохождение принимает облик сюрреализма, подобно Layers of Fear. И так само будет играть с протагонистом — все изменится даже после того, как отвернуться. Ну, и каждый кошмар заканчивается переходом в следующую главу, где можно немного отдохнуть и посмотреть на солнце. Правда, только для того, чтобы бояться не надоело. Ведь каждый страх имеет свой этап свежести.

Отсутствие выбора
В демо-версии изначально меньше обещалось, чем дали в итоге. Однако некоторые разочарования появились.Мы несколько раз прошли игру, постоянно выбирая другие пути. Загвоздка в том, что на выбор игрока почти ничего не влияет, кроме финала. Конечно, если Пирс будет говорить другие фразы в диалогах, можно получить дополнительную информацию. Да и с другой веткой прокачки на месте преступления появятся иные выводы и будет видно то, что до этого не замечалось. Сюжет полностью линейный и приходится смотреть те самые катсцены с малыми отличиями.

Во время общения с жителями города появляются многозначительные намеки, что от ответа судьба может кардинально измениться. А в результате все идет по накатанной дорожке и ожидания не оправдываются. Сюжетные события множества менее значимых героев обязательно заканчиваются скомкано, а часто просто завершаются по непонятной причине. Можно заводить дружбу, оскорблять кого-то, только все это сказывается на нескольких фразах в следующих разговорах. Даже если стоит выбор, кого спасти из двух человек, то это не особо изменяет картину.
Обратите внимание на иконку в левом углу слева. И одновременно на происходящее на экране. Левиафан появился не благодаря писателю, а его поклоннику Россу Бэгби с "Артефакты из Квивиры".

От системы раскачивания навыков также хотелось большего, чем можно получить. Некоторые умения более полезны, а уже под завершение второго прохождения становится непонятно — почему ветка развития сделана именно так. Способности искать что-то нужное в обязательном порядке будут более востребованы, по сравнению с ораторством или силой. Вообще, перед финалом последние два становятся бессмысленными. Чтобы справиться с последним противников, слова не нужны, а независимо от силы полицейского спокойно завалит удар рыбак-зомби.
Из этого следуют стабильные проблемы с механикой фобий, о которой можно было много раз услышать от создателей. Некоторые боязни приобретаются по сюжетной линии и изменить это невозможно. Под конец можно оставаться примерно здравомыслящим, однако не полностью (что соответствует правилам мифов Лавкрафта). Остальные можно получить в зависимости от своих решений. Можно попасть в ненужное помещение, где лежит множество останков тел — психотравма обеспечена. Если последних слишком много — скоро придет безумие.
Хотя и красиво сказано, однако влияние механика имеет лишь на концовку и реплики диалогов. Последствий геймплея не предвидится. После 5-ой главы герой начинает бороться с паникой в закрытых помещениях. И здесь ничего не зависит от числа травм. Этим можно закончить.
Но главное — на панику можно не обращать внимания. Да, сбитое дыхание, бешенный ритм сердца, расплывчатый туман вокруг экрана — да и все. После пряток в шкафу мы ждали гибели, или по крайней мере того, что протагонист выпадет с укрытия прямо к своему охотнику. В итоге перед нами появились только интересные визуальные эффекты, а наказания никакого не последовало. Можно сидеть в шкафу сколько угодно, но зачем это тогда внедрялось? Ради непонятной угрозы?

Так что в условиях закрытого игрового пространства, маленьких локаций и не слишком длинной завязки, помещаемой в одну из новелл о Ктулху, хотелось бы получить намного большую реиграбельность.
Преимущества новинки существенно перекрывают недостатки. Даже после второго прохождения появится желание поиграть еще раз, чтобы открыть все четыре концовки. История является лучшим дополнениям к оригинальным рассказами о мифическом существе, однако тут добавлена еще и отличная картинка.
Остается только выразить уважение специалистам из Cyanide за выбранный ими трудный путь. Они могли воспользоваться внешними элементами, добавить известные имена и напичкать стандартными монстрами мир, позабыв при этом о главном. Здесь же в наличии те же рыболюди (хотя и не каноничные), множество интересных мелких деталей с отсылкой к мифам Говарда, однако сама история получилась не столько по его опусам, а его духе.

Среди такого огромного лавкрафтовского "зоопарка", обитатели которого должны были вести за Эдвардом охоту всю дорогу, создатели отказались от уже надоевших шогготов, Ми-Го, Старцев, а выбрали Бродящего между мирами. Первый раз это существо попало в новеллу "Ужас в музее" и здесь она очень похожа.
Конечно, возникает разочарование тем, что важных развилок по сюжету попросту нет. Однако и здесь можно найти логичное объяснение. Людям никогда не удастся вести равную борьбу против Древних. Какие бы не были попытки, они окажутся намного сильнее. Так что после барахтаний все равно нужно настроиться на рок.
Сыщик попытается не столкнуться с правдой, а вооружиться материализмом, здравым рассудком и реальностью. Однако по мере его познаний о том, что находится все обыденной жизни, ему ничего не остается, как сходить постепенно с ума. Хотя он и получит новые возможности, поскольку существуют ответы, которые не может дать разум. Чтобы получить полное представление о происходящем, надо полазить по всем вызывающим подозрение закоулкам, прочитать трактаты оккультистов и нарушить собственную психику. По другому не получится. Очевидно, что все имеет свою цену — это поможет прочувствовать свой беспомощность перед могучими злыми силами.
Плюсы и минусы Call of Cthulhu 2018 | |
Плюсы | Минусы |
Лавкрафтовская атмосфера | Создатели не полностью реализовали потенциал |
Лихо закрученная история | Второстепенные персонажи не играют важной роли |
Оригинальный игровой процесс | Иногда кривые анимации героев при разговорах. |
Удивительная атмосфера и внешний вид |
Рекомендуем ли играть?
Call of Cthulhu представляет собой сбалансированную смесь детектива, приключения, ужастика, RPG. Несколько возможностей остались не воплощенными, но они перекрываются интересным геймплеем. Красивая картинка и запутанные происшествия позволяют погрузиться в атмосферу ужасов в стиле Лавкрафта.Остается только сказать спасибо разработчикам за такую увлекательную историю, после которой еще и можно немного поразмышлять, наблюдая в конце титры. Проект заслуживает высшей оценки.
Расскажи друзьям:
Смотрите также: